"Бумер": никто не хотел умирать

              Показанный на днях по НТВ фильм режиссера Петра Буслова "Бумер" с полным правом заслужил называться на современном "новоязе" "культовым". Музыка из этого фильма звучит из каждого второго сотового. Песня певца-"братка" Сереги "Черный бумер", хоть и не имеет прямого отношения к фильму, но половиной своего успеха обязана именно ему. Даже уже подзабытый фильм "Бригада" - не стахановская, а бандитская - был реанимирован, и на всех рынках можно услышать ремикс музыкальной темы из "Бумера" с псевдомужественными цитатами "бригадиров": "Пацаны, мы все делаем вместе и за все отвечаем вместе! Бригада!"               В известном смысле, "Бумер" можно назвать продолжением "Бригады", ведь его главные персонажи (язык не поворачивается назвать хоть кого-то в этом фильме "героем") - четверо братков, такая же "бригада" - Кот, Рама, Килла и Ошпаренный (как говорил Глеб Жеглов - "ну и народ вы блатные - ни имен, ни фамилий, одни кликухи поганые").               Только, в отличие от "Бригады", романтики в "Бумере" никакой. Димон Ошпаренный, полностью соответствующий своей кличке как в манере разговаривать, так и в манере передвигаться на машине, "подрезав" на своем "Мерседесе" шикарный "Лексус", попадает под руку еще более крутым браткам, а в ходе разборки Килла убивает внедренного в банду сотрудника ФСБ, и теперь все четверо вынуждены скрываться, бежать как можно дальше от Москвы на роскошном черном "Бумере" - автомобиле марки "БМВ", который в народе еще называют "боевой машиной воров". "Бумер" этот то ли угнан, то ли просто отобран у менее удачливых "коллег" за долги. Поэтому мимо милиции без взятки не проедешь. Время действия - самая поздняя осень - придает сюжету фильма еще больше тоски и безысходности. "Бумер", гроза московских водителей, становится для четырех беглецов последним прибежищем, вязнет на проселочных дорогах, буксует в лесу. Всем - и милиции, и шоферам-дальнобойщикам, и простым деревенским жителям ясно, что появился он в русской глуши не от хорошей жизни, а значит, с его пассажирами можно не церемониться. Они покинули свою социальную среду, свою нишу. Теперь они чужие для всех, и теперь их уже никто не пожалеет. Кот, Рама, Килла и Ошпаренный уже выпали из жизни, несмотря на то, что "бумер" куда-то едет, а сами они на что-то надеются. Все они, кроме Ошпаренного, погибают, и последние кадры фильма - брошенный в лесу "бумер", пятый главный персонаж фильма с медленно гаснущими фарами, как живое существо, тоже умирает в зимнем лесу.               Никто в фильме не вызывает симпатии - ни сами братки, ни противостоящие им шоферы-дальнобойщики, ни взяточники-милиционеры, ни фээсбэшники, ни простые жители. Не вызывает симпатии и обычно красивая русская природа. И дело не только в том, что творческая группа, очевидно, имеет очень слабое представление о жизни России за пределами Московской кольцевой автодороги. Просто природа в фильме такая же, как и все в сегодняшней капиталистической России - чужая, жестокая и равнодушная. Не природа даже, а бескрайнее холодное пространство. Не просто привычную среду потеряли четверо братков. Ехать им некуда, и никто их не ждет. Родину они потеряли, поэтому никуда они не приедут.               Если сравнить "Бумер" с другими громкими премьерами российского кинематографа последнего времени - "Дневным дозором" или "9-й ротой", можно сказать, что режиссер отважился на довольно смелый для нашего кинематографа шаг - снял жесткий (но не жестокий), тяжелый, совершенно безнадежный, а потому очень правдивый и реалистичный фильм про реальную сегодняшнюю жизнь. Впечатление дополняет музыка Сергея Шнурова. В звуковой дорожке главное место занимает его песня "Никого не жалко":               "Никого не жалко, никого -               Ни тебя, ни меня, ни его.               Или про первый полет на Луну,               Или про жизнь одиноких сердец,               Но у каждого фильма свой конец.               Никого не жалко, никого -               Ни тебя, ни меня, ни его.               Никого не жалко..."               Действительно, гораздо проще снять фильм, например, про Афганскую войну, когда по версии официальной пропаганды все было плохо, и тут уж можно развернуться по полной программе, нисколько не считаясь с исторической правдой. Почему-то, при просмотре "Бумера" мне вспомнилось интервью режиссера "9-й роты" Федора Бондарчука "Газете". Когда его спросили, как же так, мол, в жизни 9-ю роту никто в Афганистане не забывал, а у него в фильме на этом построен весь сюжет, он ответил: "Это моя позиция, и из-за этого я снимал свое кино. Да, в реальной истории девятую роту не забыли. Забыли все поколение. Забыли... Хорошее, кстати, название для фильма - "Забыли". И продолжают забывать. Меня - в том числе … А забыли нас всех - тех, кому 35-40 лет сегодня. Мы существовали, мы выживали в этой стране семьдесят лет! Семьи аристократов, семьи великих артистов, которым говорили, что в нашей стране не может быть семейственности в искусстве… Мы забыли о людях, которые, как идиоты, защищали свою Родину десять лет".               Как в советское время выживала семья Федора Бондарчука - вопрос отдельный и от простого советского гражданина очень далекий. Важнее другое - главный посыл рекламы "9-й роты": "Они хотели любить и быть любимыми. Никто из них не хотел умирать". Я немного моложе Бондарчука, и мое поколение - как раз поколение героев фильма "Бумер". В Афганистане побывать мы не успели, только погибнуть людей из моего поколения успело не меньше. Вроде без войны и вроде бы в мирное время. По статистике, насильственные смерти идут сейчас в России на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии. Гибнут молодые, здоровые, сильные, в общем-то, умные. Все четверо главных персонажа фильма - настоящие пассионарии, цвет нации, действительно герои фильмов про войну. И никто из них не хотел умирать. Им бы другое время, разве так бы сложилась их судьба? Зачем они жили? Ну, покатались на "мерседесах" и "бумерах", покуражились над простыми гражданами. Не подумайте, что я жалею бандитов. Какими бы они не были сильными внешне, это люди без духовного стержня, поэтому и соблазнили их так легко. Но ведь государство само разрешило им приватизировать, грабить, воровать, "крышевать", брать суверенитета, сколько смогут проглотить. В стране, где президент расстрелял из танков избранный народом парламент, стесняться нечего! Никто из этих ребят уже не посадит дерево, не построит дом, не вырастит сына. Их жизнь была так же никчемна и бессмысленна, как и их смерть. "Жил не так и помер никак". Покатались и приехали. Если это не гражданская война, то что? И никто не вспомнит. Никого не жалко, никого... Дмитрий Аграновский

Похожие статьи:

Хостинг от uCoz